Профилактика моббинга и буллинга в детско-подростковой среде
Откуда появились эти незнакомые слова??
По теме: Профилактика моббинга и буллинга в детско-подростковой среде
Впервые моббинг, как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800 и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно)
Моббинг – это коллективная травля, психологическое насилие, физическая расправа.
Буллинг – издевательство, которое осуществляется один на один. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидов не является буллингом.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность:
- 13% школьников имеют опыт жертв, 20% – преследователей, причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности
- 25% подростков хотя бы раз участвовали в буллинге
- 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе
Виды травли в рамках одного коллектива
- Физический. Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
- Поведенческий. С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
- Вербальный. Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
- Кибербуллинг. Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.
Первичные признаки
- Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
- Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
- Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
- Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
- Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
- У ребенка есть следы -синяки, порезы, царапины, или рваная одежда— которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…)
Вторичные признаки
- Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда.
- У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
- В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
- Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
- Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
- Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
- У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Прямая травля
- Это ситуации, когда ребенка
- бьют, пинают;
- обзывают, дразнят, дают обидные прозвища, портят вещи;
- отбирают деньги;
- заставляют делать что-то, чего ребенок делать не хочет.
Косвенная травля
- Распространение слухов и сплетен;
- социальное исключение и изоляцию (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду);
- Избегание;
- Манипуляцию дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»)
Действующие лица
- Зачинщики (Буллеры),
- Последователи (одобряющие, пассивно-одобряющие) — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю
- Равнодушные свидетели
- Жертвы
иногда в классе есть:
- Защитники жертвы
- Потенциальные защитники
Буллеры
- Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
- Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
- Дети из властных и авторитарных семей;
- Дети из конфликтных семей; Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
- Дети с низкой успеваемостью
- Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
- Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
- Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих»
- Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
- Максималисты, не желающие идти на компромиссы дети.
Последователи
- Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.
- Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и
- законопослушны во всем, что касается школьных правил).
- Не склонны признавать свою ответственность за происходящее
- Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших
- Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения.
- Не уверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса
- Трусливы и озлоблены.
Жертва
- С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);
- Страдающий энурезом или энкопорезом;
- Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;
- Неопрятно одетый;
- пропускающий занятия;
- Неуспешный в учебе;
- Слишком опекаемый родителями;
- Не умеющий общаться.
Мотивы буллинга
- Зависть;
- Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
- Чувство неприязни;
- Борьба за власть;
- Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
- Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
- Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
- Стремление удивить, поразить;
- Стремление разрядиться, «приколоться»;
- Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам
- «Любимчик»
- «Прилипала»
- «Шут» или «козел отпущения»
- Озлобленные
- Непопулярные
Рекомендации педагогам по профилактике буллинга и моббинга
- Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов;
- Развивать у детей чувство эмпатии и доброжелательности;
- Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции;
- Проводить работу по сплочению детского коллектива;
- «Хвалить при всех, ругать наедине»;
- Устраивать совместные праздники;
- Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.