YT Katana - шаблон joomla Новости
  • Главная
  • Новости
  • Профилактика моббинга и буллинга в детско-подростковой среде

Профилактика моббинга и буллинга в детско-подростковой среде

Откуда появились эти незнакомые слова??

По теме: Профилактика моббинга и буллинга в детско-подростковой среде

Впервые моббинг, как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.

По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800 и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно)

Моббинг – это коллективная травля, психологическое насилие, физическая расправа.

Буллинг – издевательство, которое осуществляется один на один. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидов не является буллингом.

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность:

  • 13% школьников имеют опыт жертв, 20% – преследователей, причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности
  • 25% подростков хотя бы раз участвовали в буллинге
  • 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе

Виды травли в рамках одного коллектива

  • Физический. Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
  • Поведенческий. С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
  • Вербальный. Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
  • Кибербуллинг. Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.

Первичные признаки

  • Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
  • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
  • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
  • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
  • Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
  • У ребенка есть следы -синяки, порезы, царапины, или рваная одежда— которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…)

Вторичные признаки

  • Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда.
  • У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
  • В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
  • Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
  • Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
  • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
  • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

Прямая травля

  • Это ситуации, когда ребенка
  • бьют, пинают;
  • обзывают, дразнят, дают обидные прозвища, портят вещи;
  • отбирают деньги;
  • заставляют делать что-то, чего ребенок делать не хочет.

Косвенная травля

  • Распространение слухов и сплетен;
  • социальное исключение и изоляцию (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду);
  • Избегание;
  • Манипуляцию дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»)

Действующие лица

  • Зачинщики (Буллеры),
  • Последователи (одобряющие, пассивно-одобряющие) — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю
  • Равнодушные свидетели
  • Жертвы

иногда в классе есть:

  • Защитники жертвы
  • Потенциальные защитники

Буллеры

  • Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
  • Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
  • Дети из властных и авторитарных семей;
  • Дети из конфликтных семей; Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
  • Дети с низкой успеваемостью
  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
  • Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
  • Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих»
  • Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
  • Максималисты, не желающие идти на компромиссы дети.

Последователи

  • Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.
  • Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и
  • законопослушны во всем, что касается школьных правил).
  • Не склонны признавать свою ответственность за происходящее
  • Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших
  • Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения.
  • Не уверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса
  • Трусливы и озлоблены.

Жертва

  • С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);
  • Страдающий энурезом или энкопорезом;
  • Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;
  • Неопрятно одетый;
  • пропускающий занятия;
  • Неуспешный в учебе;
  • Слишком опекаемый родителями;
  • Не умеющий общаться.

Мотивы буллинга

  • Зависть;
  • Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
  • Чувство неприязни;
  • Борьба за власть;
  • Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
  • Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
  • Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
  • Стремление удивить, поразить;
  • Стремление разрядиться, «приколоться»;
  • Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам

  • «Любимчик»
  • «Прилипала»
  • «Шут» или «козел отпущения»
  • Озлобленные
  • Непопулярные

Рекомендации педагогам по профилактике буллинга и моббинга

  • Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов;
  • Развивать у детей чувство эмпатии и доброжелательности;
  • Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции;
  • Проводить работу по сплочению детского коллектива;
  • «Хвалить при всех, ругать наедине»;
  • Устраивать совместные праздники;
  • Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.